среда, 3 декабря 2014 г.

Урок русского языка "Заметка в газету"



          Урок развития речи в 9 классе "Заметка в газету"
Тип урока: Урок развития речи (комбинированный с использованием презентационной технологии). 
Цель урока: введение понятия о заметке как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, презентация, школьные газеты, толковые словари.

Ход урока
1. Организационный момент.
                  Эпиграф:  Думай о хорошем, и мысли воплотятся в хорошие дела.
                                                                                                         Грасиан
2. Установка на активную познавательную деятельность на уроке
- Ребята, вы обратили внимание на оформление урока, что я для этого использовала. (Школьная газета)
- Конечно, вы догадываетесь, что это не случайно. Действительно, просматривая школьные газеты, можно заметить, что участие в их  создании принимают учителя, учащиеся старших классов. Почему? (учащиеся младших классов не умеют писать статьи)
Мотивация
- Сегодня я помогу вам научиться писать заметки для школьной газеты.
-Что для этого вы должны знать?
- Какими умениями нужно обладать, чтобы принять участие в создании школьной газеты? (уметь писать статью в газету, знать её композицию)
 Ребята, что вы знаете о газете? Я просила вас собрать информацию об этом.
 Сообщение учащихся на 2-3 минуты о том, где впервые появилась первая газета.
3. Изучение нового материала. Актуализация знаний
- Запишем тему урока .
1) Изучение теоретического материала
- Ребята, какой стиль речи используется при создании газетных рубрик? (Публицистический)
- Вспомните, какие  особенности этого стиля?
Мы познакомились с еще одним стилем речи – публицистическим. Его название произошло от латинского слова публикус – «общественный».
Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни. Он существует в устной форме – в выступлениях на собраниях, митингах, а также в передачах радио, телевидения – и в письменной – в газетах, журналах. К этому стилю речи прибегают общественные деятели, журналисты, писатели-публицисты. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателей (читателей), сформировать гражданскую позицию.
Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, эмоциональным по тону. Это – характерные черты публицистического стиля.

Жанры публицистики:
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь, сочинении, спектакле, фильме.
Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.
Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.
Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.
Статья  (можно не показывать определение) – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.
- Заметка – это сообщение о каком-то факте, а статья – это предоставление причин и взаимосвязи фактов, где автор ставит проблему и предлагает путь решения.
Заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.
Заметка бывает двух видов: информационная и оценочно-информационная.
Информационная заметка. Основой информационной заметки является описание фактов. Это последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как?. Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида.
                                            Вдыхать или не вдыхать?
Замеры, проведённые в десяти школах, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз.
                                                               (По материалам периодических изданий)

Какой это вид заметки? Информационная или оценочно- информационная?
4. Закрепление изученного
- Вспомните, с чего мы начинали наш разговор. С того, что вы не являетесь корреспондентами школьной газеты, потому что не умели писать статью. Теперь мы можем попытаться создать собственную статью для школьной газеты. Остается лишь вопрос: о чём?
В жизни каждого человека время от времени возникают проблемы требующие решения. Думаю, что проблемы, обозначенные на доске, являются актуальными для вашего возраста.
Какая проблема для вас менее важна. Обговорите в парах в течение 1 минуты.
(Выбор темы. На  доске вопросы в виде газетных заголовков. Учащиеся подходят к доске, убирают менее важный.)
Примерные темы:
1. Вреден ли компьютер для школьника?
2. Нужно ли в наши дни читать?
3. Важен ли спорт в твоей жизни?
4. Всегда ли вас понимают родители?
5. Обязательно ли выполнять домашнее задание?
Для оперативной работы  мы сейчас  с вами разобьемся на 3 группы.
Помните, слова М.Горького: « Прежде чем начать писать, я задаю себе  три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.»
Каждая группа работает над созданием своего текста или  тезисного плана. На работу дается 5 минут.
- Слушаем, что получилось.
5. Итог урока (рефлексия)
Где, для чего и когда вы можете использовать знания, полученные на данном уроке?
Обязательно поблагодарить всех за работу на уроке. Оценки должны быть положительные.
6. Домашнее задание
- Я не буду задавать вам домашнего задания, но искренно надеюсь, что в следующих номерах школьной газеты появятся ваши статьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий