Тема. Предложение. Основные признаки предложения: смысловая законченность и
интонационная оформленность. Простое и сложное предложение
Цель: углубить знания учащихся о предложении;
развивать у них навык распознавания простого и сложного предложений;
воспитывать у школьников интерес к слову.
Ожидаемые
результаты: учащиеся
знают основные признаки предложения, различают простое и сложное предложения.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип
урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка
домашнего задания.
1. Словарный диктант с дополнительным
практическим заданием
Задание: выписать на слух из стихотворения все
возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово и изученные
орфограммы.
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работы кончил серп на нивах золотых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
! (должны быть записаны: желтый лист; на зелени дерев; работы
кончил; на нивах золотых; покраснел вдали; покраснел уже; ковер лугов; зрелые
плоды; висят в садах тенистых)
2. Дополнительный опрос
- Что такое словосочетание?
- Из чего состоит словосочетание?
- Какие связи возникают в
словосочетании?
- Что не является словосочетанием?
3. Работа у
доски по карточкам.
Образуйте словосочетания, обозначьте в них главное слово, введите словосочетания в предложения, выделите грамматическую основу.
Руководить (секция), гордость (успех),
упрек (небрежность), убежден (правота), завоевал (доверие), сложили (угол).
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1. Наблюдение за языковым материалом.
Запись на доске.
Украинская ночь; украинской ночи; с
середины неба; необъятный небесный свод; еще необъятнее
|
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод
раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он.
Н.В.Гоголь
|
Задания:
- Прочитайте
и сравните записи на доске. Чем они отличаются?
- Можно
ли назвать запись №1 текстом? Почему?
- Можно
ли назвать запись №2 текстом? Почему?
- Чем
словосочетания отличаются от предложения?
- Назовите
типы предложений, которые использованы в тексте.
- Какие
предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными?
2. Задание учащимся.
Докажите, что перед нами предложения.
Осень. Золотая осень. Наступила
осень.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
- Работа
с учебником.Чтение теоретического материала.
Вывод:
Итак, назначение предложения –
1) формирует мысль;
2) выражает
мысль.
Строение
предложения - грамматическая основа.
Предложение
отличается от словосочетания -
1) имеет
интонационную и смысловую законченность;
2) является средством общения.
- Слово учителя.
Предложение —
грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка минимальная
единица речи, состоящая из слова или группы слов и являющаяся средством
формирования, выражения и сообщения мысли о действительности и отношения к ней
говорящего.
Основной функцией предложения является
коммуникативная.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Работа
с текстом.
Прочитайте текст, выполните задания к
нему. Укажите границы предложений. Спишите, расставляя необходимые знаки
препинания.
Скоро стало совсем светло солнца не было
видно но во всем чувствовалось его присутствие туман быстро начал рассеиваться
кое-где проглянуло синее небо и вдруг яркие лучи прорезали мглу и осветили
мокрую землю солнышко пригрело землю стало тепло хорошо и я прибавил шагу.(По
В. Арсеньеву)
Задания к тексту.
— Подчеркнув грамматические основы,
укажите количество простых и сложных предложений.
— Объясните постановку знаков препинания в
сложных предложениях.
— Выпишите из текста три словосочетания с
примыканием.
- Творческий
диктант.
Продолжите предложение так, чтобы
получилось сложное. При необходимости используйте союзы. Подчеркните
грамматические основы.
Деревья сбросили листву, ... В холодном
поле ветер выл, ... Надвинулась туча, ... Не слышно птичьих голосов, ...
- Творческая
работа.
Воссоздайте предложения по их началу.
Мы забежали ... В старом большом доме ...
В гостиной на камине ... Здесь было ...
(Мы забежали заглянуть в дом. В старом
большом доме было пустыннее и тише. В гостиной на камине догорали последние
красноватые лучи солнца. Здесь было убрано все. (П. Романов))
Конструирование.
Я думаю, что
интересно каждому из нас побыть конструктором, смоделировать что-то новое и
получить результат своих поисков.
Итак, конструируем предложение.
1) Осенью птицы улетают на юг. (Из этого предложения возьмите
наречие, являющееся обстоятельством времени, употребите его как существительное
в И.п. ед.ч.) (Осень)
2) Осенний морозец разрумянил щеки. (Возьмите сказуемое, употребив его без
приставки в настоящем времени) (Румянит)
3) Кисти винограда свисают до земли. (Возьмите слово, обозначающее
подлежащее, употребите его в качестве дополнения) (Кисти)
4) Рябина украшает наши леса. (Возьмите существительное в роли
подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в Р.п.) (Рябины)
· Какое предложение у вас получилось? Осень румянит кисти рябины.
· Назовите грамматическую основу.
· Какое это предложение по количеству
грамматических основ?
· Дополните его так, чтобы получилось
сложное предложение. Осень
румянит кисти рябины, а ельник остается зеленым.
V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРефлексия.
1. Игра «Да-нет»
1) Слова, соединяясь друг с другом по
определённым правилам, образуют словосочетания и предложения. +
2) Совокупность правил об употреблении знаков
препинания называется синтаксисом. -
3) Предложения бывают простыми и
сложными. +
4) Грамматическая основа состоит обязательно
из подлежащего и сказуемого. -
5) Подлежащее может отсутствовать в
предложении. +
6) Сказуемое выражается только
глаголом. -
7) Предложение, как и словосочетание,
формирует и выражает законченную мысль. -
8) Предложение – основная единица
синтаксиса. +
9) Предложения по цели высказывания могут быть
повествовательными, вопросительными и восклицательными. –
10) Предложение в отличие от словосочетания имеет грамматическую
основу. +
11) Предложение Ты прочитай является побудительным. +
12) Предложение, как и словосочетание, является средством
общения. –
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение: 248
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Задание
учащимся.
Закончите фразу: «Предложение — это
единица синтаксиса...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий