среда, 14 декабря 2016 г.

Тема. Предложение. Основные признаки предложения: смысловая законченность и интонационная оформленность. Простое и сложное предложение 
Цель: углубить знания учащихся о предложении; развивать у них навык распознавания простого и сложного предложений; воспитывать у школьников интерес к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают основные признаки предложения, различают простое и сложное предложения.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
 Проверка домашнего задания.
 1.  Словарный диктант с дополнительным практическим заданием
Задание: выписать на слух из стихотворения все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово и изученные орфограммы.
            Мелькает желтый лист на зелени дерев,
            Работы кончил серп на нивах золотых,
            И покраснел уже вдали ковер лугов,
            И зрелые плоды висят в садах тенистых.
                                                                       Н.П.Греков
 (должны быть записаны: желтый лист; на зелени дерев; работы кончил; на нивах золотых; покраснел вдали; покраснел уже; ковер лугов; зрелые плоды; висят в садах тенистых)
2. Дополнительный опрос
-       Что такое словосочетание?
-       Из чего состоит словосочетание?
-       Какие связи возникают в словосочетании?
-       Что не является словосочетанием?
3.  Работа у доски по карточкам.
Образуйте словосочетания, обозначьте в них главное слово, введите словосочетания в предложения, выделите грамматическую основу.
Руководить (секция), гордость (успех), упрек (небрежность), убежден (правота), завоевал (доверие), сложили (угол).

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1.      Наблюдение за языковым материалом.
  Запись на доске.

     Украинская ночь; украинской ночи; с середины неба; необъятный небесный свод; еще необъятнее
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он.
Н.В.Гоголь

Задания:
-        Прочитайте и сравните записи на доске. Чем они отличаются?
-        Можно ли назвать запись №1 текстом? Почему?
-        Можно ли назвать запись №2 текстом? Почему?
-        Чем словосочетания отличаются от предложения?
-        Назовите типы предложений, которые использованы в тексте.
-        Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными?
 2.   Задание учащимся.
Докажите, что перед нами предложения.
Осень. Золотая осень. Наступила осень. 
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
 Работа с учебником.Чтение теоретического материала.
Вывод:
Итак, назначение предложения –
1) формирует мысль;
2) выражает мысль.
Строение предложения - грамматическая основа.
Предложение отличается от словосочетания -   
 1) имеет интонационную и смысловую законченность;
 2) является средством общения.

 Слово учителя.
Предложение — грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка минимальная единица речи, состоящая из слова или группы слов и являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли о действительности и отношения к ней говорящего.
Основной функцией предложения является коммуникативная. 
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
 Работа с текстом.
Прочитайте текст, выполните задания к нему. Укажите границы предложений. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания.
Скоро стало совсем светло солнца не было видно но во всем чувствовалось его присутствие туман быстро начал рассеиваться кое-где проглянуло синее небо и вдруг яркие лучи прорезали мглу и осветили мокрую землю солнышко пригрело землю стало тепло хорошо и я прибавил шагу.(По В. Арсеньеву)
Задания к тексту.
— Подчеркнув грамматические основы, укажите количество простых и сложных предложений.
— Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.
— Выпишите из текста три словосочетания с примыканием.
 Творческий диктант.
Продолжите предложение так, чтобы получилось сложное. При необходимости используйте союзы. Подчеркните грамматические основы.
Деревья сбросили листву, ... В холодном поле ветер выл, ... Надвинулась туча, ... Не слышно птичьих голосов, ...
 Творческая работа.
Воссоздайте предложения по их началу.
Мы забежали ... В старом большом доме ... В гостиной на камине ... Здесь было ...
(Мы забежали заглянуть в дом. В старом большом доме было пустыннее и тише. В гостиной на камине догорали последние красноватые лучи солнца. Здесь было убрано все. (П. Романов))
 Конструирование.
Я думаю, что интересно каждому из нас побыть конструктором, смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков.
            Итак, конструируем предложение.
1)     Осенью птицы улетают на юг. (Из этого предложения возьмите наречие, являющееся обстоятельством времени, употребите его как существительное в И.п. ед.ч.) (Осень)
2)     Осенний морозец разрумянил щеки. (Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени) (Румянит)
3)     Кисти винограда свисают до земли. (Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения) (Кисти)
4)     Рябина украшает наши леса. (Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в Р.п.) (Рябины)
·         Какое предложение у вас получилось? Осень румянит кисти рябины.
·         Назовите грамматическую основу.
·         Какое это предложение по количеству грамматических основ?
·         Дополните его так, чтобы получилось сложное предложение. Осень румянит кисти рябины, а ельник остается зеленым.
 V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРефлексия.
1. Игра «Да-нет»
1)     Слова, соединяясь друг с другом по определённым правилам, образуют словосочетания и предложения. +
2)     Совокупность правил об употреблении знаков препинания называется синтаксисом. -
3)     Предложения бывают простыми и сложными. +
4)     Грамматическая основа состоит обязательно из подлежащего и сказуемого. -
5)     Подлежащее может отсутствовать в предложении. +
6)     Сказуемое выражается только глаголом. -
7)     Предложение, как и словосочетание, формирует и выражает законченную мысль. -
8)     Предложение – основная единица синтаксиса. +
9)     Предложения по цели высказывания могут быть повествовательными, вопросительными и восклицательными. –
10) Предложение в отличие от словосочетания имеет грамматическую основу. +
11) Предложение Ты прочитай является побудительным. +
12) Предложение, как и словосочетание, является средством общения. –

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение: 248
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
 Задание учащимся.

Закончите фразу: «Предложение — это единица синтаксиса...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий